ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ


ПОИСКИ ЛЕВАНЕВСКОГО ПРЕКРАТИТЬ


СЛЕДЫ ВЕДУТ НА АЛЯСКУ

 

®"Комсомольская правда" 27/04/1990

 

Он был красив и талантлив

Судьба и гибель выдающегося летчика современности Сигизмунда Леваневского - белое пятно в истории нашей отечественной авиации. О нем думаю со школьной скамьи, но только теперь, когда вплотную пришлось заняться тем последним его полетом, узнал, что я не одинок и что есть еще десятки людей, мечтающих найти самолет Леваневского и его доблестный экипаж, - это тележурналист Ю. Сальников, авиаинженер Е. Коноплев, хирург Э. Мулдашев...
Пусть это и выглядит наивным, но всегда, когда приходится бывать в Арктике, я "прилипаю" к иллюминатору и наблюдаю за бесконечной чередой островов, разбросанных в Ледовитом океане; смотрю на треснувшие льды "макушки" нашей планеты и хочу, надеюсь увидеть разбитый фюзеляж или крыло с надписью "Н-209": может быть, здесь его последний приют?
Москвичи-старожилы чтят и помнят этого летчика по воскресным авиапраздникам на Ходынском поле: "бочки" и "мертвые петли" Леваневского были самыми изящными и блистательными. В 30-х годах, известных, с одной стороны, сталинским мракобесием, а с другой - небывалыми рекордами, от него, Сигизмунда Леваневского, сходили с ума не только любители авиации, но и маститые конструкторы и пилоты. По нем плакали женщины... Он был красив и талантлив. Упрям и мужествен.
А путь к славе российского летчика был тернист и опасен. Хотя бы потому, что не один и не два раза ему доводилось глядеть смерти в глаза: тяжелый физический труд с раннего детства, участие в гражданской (в семнадцать он командовал батальоном и был тяжело ранен), обучение летному искусству на плохоньких фанерных аэропланах, на которых каждый третий зачет мог оказаться последним. А спасение Леваневским своих коллег-летчиков!
Он, Леваневевский, стоял у истоков нашей полярной авиации и был в ряду таких же асов, как Молоков, Водопьянов, Ляпидевский. Кстати, самый первый Герой Советского Союза, А. Ляпидевский - ученик Сигизмунда Александровича по Севастопольской школе морских летчиков. Не кому-нибудь - Леваневскому принадлежала идея межконтинентального перелета: СССР - Северный полюс - Америка. И он к ней готовился тщательно, с неутомимостью гениального
фантазера и настоящего профессионала. Полет через полюс - его детище, мечта, которой не суждено было осуществиться. Отец народов с большим неудовольствием отнесся к тому, чтобы этот перелет совершил человек с польской кровью, и в полет назначил Валерия Чкалова, А. Белякова и второго пилота из экипажа Леваневского по самолету "АНТ-25" Г. Байдукова. Нисколько роли самого Чкалова не преуменьшаю, - пожалуй, это был единственный, помимо М. Громова и Леваневского, авиатор, кто бы мог справиться с этой задачей.
Нет, Леваневским не владела идея быть именно первым. Дело было для него важнее амбиций и тщеславия; если Чкалов поставил рекорд, значит, ему, полярному волку, следует начать развитие торговых воздушных линий с Америкой. Своего он добился, и через несколько
месяцев после Чкалова его экипаж в составе: Н. Кастанаева, Н. Годовикова, Н. Галковского, В. Левченко и Г. Побежимова на четырехмоторном самолете "Н-209" отправился в Арктику.
... Из того полета никто домой не вернулся: ни экипаж, ни его 35-летний командир Сигизмунд Леваневский. Относительно катастрофы "Н-209" существует бесчисленное множество версий, но до сих пор ни одна из них не нашла реального подтверждения: требуется поиск, а не умозаключения.
В этом выпуске "Искателя" предлагается "аляскинская" версия, из которой следует, что экипаж разбился в море Бофорта.


В. Юнисов
специальный корреспондент "Комсомольской правды"

 

 


 

Как найти самолет?

Мнение участника трех поисковых экспедиций "Комсомольской правды", сотрудника Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР А. Станюковича.

 

Качественную аэрофотосъемку акватории моря можно осуществить при помощи специальных светофильтров. Она может быть проведена в солнечную погоду при минимальном волнении моря. Это позволит выявить на морском дне детали самолета, не занесенные донными отложениями, и в любом случае даст полезную информацию о рельефе дна и структуре донных отложений.
ПОДВОДНЫЙ ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ПОИСК. Для детального обследования моря Бофорта требуется специальное судно с небольшой осадкой, оснащенное следующей поисковой аппаратурой: морской магнитометр, акустический профилограф, акустический гидролокатор бокового обзора, индукционный подводный металлоискатель с буксируемым чувствительным элементом.
ВОДОЛАЗНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Остатки самолета "Н-209" могут быть подняты на поверхность традиционными способами при участии 4-6 водолазов, оснащенных автономным водолазным снаряжением.
Судно обеспечения должно быть снабжено компрессором высокого давления для зарядки аквалангов и продувки понтонов, набором понтонов и грузовой лебедкой для подъема частей самолета.


 

Свидетели? Имеются!

Докладная записка поверенному в делах СССР в США тов. Уманскому

 

8-го февраля сего года я по Вашему поручению принял доктора Хомера Келлемса, который хотел сообщить полпредству кое-какие сведения, связанные с поиском погибшего экипажа Леваневского.
В прошлом (1938 г. - Ред.) году в июле-августе Келлемс возглавил небольшую экспедицию, которая на небольшом пароходе отправилась из Сан-Франциско на Аляску.
У мыса Барроу д-р Келлемс решил приступить к поискам экипажа Леваневского. В свое время он читал в американских газетах о том, что 15 августа 1937 года эскимосы, живущие к юго-востоку от мыса Барроу - в районе островов Джонса, - слышали шум моторов самолета и сильный всплеск воды.
Желая проверить достоверность этих сообщений, Келлемс спросил об этом сержанта Моргана, работающего на мысе Барроу начальником поста американского "Сигнал Кор". Последний подтвердил, что лично знает тех эскимосов
, которые видели 15 августа 1937 года падение какого-то самолета в воду вблизи острова Спай (входящего в группу островов Джонса). Захватив с собой эскимосского переврдчика, д-р Келлемс со своей командой отправился к группе островов Джонса, чтобы лично побеседовать с эскимосами, якобы видевшими самолет. По прибытии на указанное место д-р Келлемс познакомился этими эскимосами. Одного из них зовут Фостер Панегио, другого - Роджер Клауд Кашак. Они рассказали Келлемсу следующее: 15 августа 1937 года они, как и другие эскимосы, проживающие на мысе Оликток, пользуясь имеющимися у них биноклями, увидели, как над островами Тетис стремительно пролетел самолет по направлению на восток к соседнему острову Спай, отстоящему от острова Тетис на шесть миль. На пути между этими островами самолет упал в воду и затонул.
Далее эскимосы рассказали, что они тотчас же направились к месту предполагаемой гибели самолета, тщательно исследовали его, но ничего не нашли. Лишь в лагуне острова Тетис они обнаружили значительные следы масла, которые, однако, вскоре были смыты водой.
На своем судне Келлемс отправился к острову Тетис, тщетельно все исследовал, но ничего не обнаружил. Затем он принялся обследовать водное пространство между островами Тетис и Спай.
В течение последующих дней Келлемс продолжал исследования, однако то место так и не было обнаружено, так как не хватало буев. Д-р Келлемс заявляет, что если бы в его распоряжении имелось соответствующее оборудование, он легко бы произвел исследование акватории. Для этого требуется иметь достаточное количество буев.
Все водное пространство составляет 36 квадратных миль.
Д-р Келлемс заявил, что он сообщает об этом полпредству, желая содействовать нахождениюэкипажа Леваневского. При этом Келлемс строит следущую гипотезу, с которой соглашается и сержант Морган: самолет Леваневского из-за порчи моторов сел где-либо на льду между полюсом и Канадой. Экипаж самолета через некоторое время исправил моторы, поднялся в воздух и почти долетел до Аляски. Ввиду неисправности моторов или недостачи бензина самолет, находясь уже у Аляски, пытался совершить посадку, но она не удалась, и самолет погиб где-то между двумя указанными островами.

Вашингтон,
9 февраля 1939 г.
Пресс-референт полпредства
С. Бельский

 


 

Тайна мыса Оликток

Более десяти лет жизни посвятил поискам экипажа Леваневского гражданин Америки Уолтер Курильчик

 

Вот уже год идет активная переписка бюро "Искатель" с Уолтером Курильчиком, пенсионером из города Капистрано Бич (штат Калифорния, США). В прошлом этот крепкий и жизнерадостный американец был летчиком военно-морских сил США, участвовал во второй мировой войне.
Разговор с У. Курильчиком состоялся в Москве, в гостинице "Можайская":
- Господин Курильчик, почему вас так интересует самолет "Н-209", разбившийся в 1937 году?
- Дело в том, что у нас в Америке Сигизмунд Леваневский признан таким же выдающимся летчиком, как и американец Чарльз Линдберг, который в 1927 году совершил первый беспосадочный перелет через Атлантический океан. Он пролетел из США во Фрацию за 33 часа 30 минут
. Это ни много, ни мало 5800 километров. Леваневский нам импонирует тем, что он попытался доказать возможность использования для торговых целей маршрут: Москва - Северный полюс - Фербенкс. Я считаю, что гибель Леваневского и пяти членов экипажа - самая загадочная катастрофа века, которую до сих пор так никто и не разгадал. Уверен: для Советского Союза находка остатков самолета была бы такой же сенсацией, как если бы кто-нибудь обнаружил местонахождение известной нашей летчицы Амелии Эрхарт, пропавшей при попытке совершить кругосветный перелет в том же, 37-м году, за месяц до гибели экипажа Леваневского.
- Почему вы уверены, что "Н-209" погиб у северной оконечности Аляски?
- В своей гипотезе я полагаюсь исключительно на отчет доктора Келлемса. Дело в том, что я два месяца провел в библиотеках и научных учреждениях Канады, потратил годы, уточняя время полета "Н-209", изучая состояние льдов, морские течения и перемещение морского дна рядом с Оликтоком в устье реки Колвилл. И при этом наметил весьма небольшой район, где, более чем уверен, надо искать.
- Господин Курильчик, возможно ли проведение совместной советско-американской поисковой экспедиции на море Бофорта?
- Увы, это очень сложно. Дело в том, что у нас бюрократических барьеров не меньше, чем у вас. И многие весьма скептически смотрят на энтузиастов, которые заняты не бизнесом, а историей своего народа. А это печально. Думаю, в первую очередь необходимо разрешение властей штата Аляска на проведение подобной экспедиции, нужны спонсоры с обеих сторон.
Надо "закрыть" версию Келлемса, которая не только мне одному не дает спать по ночам. Не секрет, что в поиске даже отрицательный результат - достижение.


В. Вагапов
Москва

 


в ПОИСКИ ЛЕВАНЕВСКОГО ПРЕКРАТИТЬ

в ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА