ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ

ТАЙНА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ГЛЕНА МИЛЛЕРА


(Alton Glenn Miller, 01.03.1904 – пропал без вести 15.12.1944)

Последняя серенада Глена Миллера

Его любимой книгой была Библия. Его любимым автором был Дэймон Ранион. Но его любимая фраза была не из Библии и не из книг Раниона, её автором был Дюк Эллингтон: ”It Don’t Mean a Thing if It Ain’t Got That Swing!”

Гленн Миллер, второй сын Элмера Миллера и Мэтти Лу Кавендер, родился в маленьком городке Кларинда в штате Айова. Через семь лет семья переехала в Трион, штат Небраска. Жизнь в Небраске, до сих пор считающейся символом американского захолустья, была бы невероятно скучна, если бы Мэтти Лу не обзавелась небольшим духовым органом и не организовала кружок пения для окрестных детей. Элмер принёс в дом мандолину, которую Гленн тут же обменял у старьёвщика на трубу.

В 1915 году семья перебралась в Грант Сити, Миссури, где Гленн получил от руководителя местного оркестра Джона Мосбаргера свои первые уроки игры на тромбоне. Как писал сам Миллер: «В таком городке, если вы практикуетесь в игре на тромбоне, об этом знают все. Поэтому никто, кроме Джона, не обвинял меня в наличии таланта». Там же Миллер купил свой первый тромбон, заработав на него дойкой коров – за это достойное занятие платили два доллара в неделю.

В 1918 году Миллеры вновь переехали – на этот раз в Форт Морган, Колорадо. Там Гленн нашёл новое увлечение – футбол (американский, конечно). К концу сезона Школьная Спортивная Ассоциация Штата Колорадо причислила его к лучшим игрокам штата. Но главным интересом Гленна по-прежнему оставалась музыка, особенно музыка новых танцевальных оркестров, в одном из которых – The Wells of Music – ему иногда даже удавалось поиграть. Там же Миллер и собрал свой самый первый оркестр – The Mick-Miller Melody Five, получивший даже некоторое признание. В день окончания школы в 1921 году Миллер не явился на торжественную церемонию вручения аттестатов, предпочтя уехать играть со своим оркестром в Ларами, Вайоминг. Взбешённый директор школы послал аттестат Мэтти Лу вместе с запиской: «Я думаю, вы и должны его получить. Вы явно приложили больше усилий для его получения, чем ваш сын».

К этому моменту Гленн уже принял решение – он должен стать профессиональным музыкантом. Его первый контракт был подписан с диксиленд-бэндом Boyd Senter’s Sentapeeds, затем последовал Holly Moyer Orchestra, работа в котором позволила Миллеру заработать денег на поступление в Университет Колорадо. Но обучение продлилось недолго – провалив три курса из пяти за семестр, Гленн бросил учёбу, начав играть в 1924 году с оркестром Томми Уоткинса.

В 1927 году Миллер переехал в Лос-Анжелес, рассудив, что в большом городе музыканту открывается намного больше возможностей. И действительно – вскоре он уже играл в знаменитом оркестре Бена Поллака, снимая жильё на двоих вместе с парнем по имени Бенни Гудман. Тогда же были записаны первые две композиции в миллеровской аранжировке – ”When I First Met Mary” и ”Deed I Do”. В 1928 году, поработав в Лос-Анжелесе и Чикаго, Миллер перехал в Нью-Йорк, где покинул оркестр и, женившись на своей давней подруге Хелен Баргер, начал карьеру студийного музыканта, работая как тромбонист и аранжировщик для братьев Дорси, Реда Николса, Пола Эша, Смита Бэллоу, Коулмэна Хоукинса.

В 1932 Гленн присоединился к оркестру Смита Бэллоу, и работал в нём два года как менеджер, аранжировщик и тромбонист. В 1934 он помог братьям Дорси организовать их первый оркестр, покинув их в 1935 ради оркестра Рэя Нобла, в который входили такие музыканты, как Чарли Спивак, Пиви Эрвин, Бад Фриман, Джонни Минс, Джордж Ван Эпс и Делмар Каплан.

В том же 1935 году появляется первая запись, сделанная Миллером под своим именем на Columbia – ”Moonlight on the Ganges” и ”A Blues Serenade”. Но поскольку было продано всего несколько сотен экземпляров этой записи, Миллер благоразумно вернулся к своей работе у Нобла, продолжая в то же время делать аранжировки для многих других оркестров – в их числе оркестр Оззи Нельсона и Casa Loma Orchestra Глена Грэя.

Наконец, в 1937 году Гленн решил воплотить свою мечту и собрать собственный оркестр. Было сделано несколько записей – на Decca и Brunswick – и дано несколько концертов, но о какой-бы то ни было популярности речи не шло. Финансовые затруднения оказались велики и после новогоднего концерта в Valencia Ballroom в Йорке, Пеннсильвания, оркестр пришлось распустить.

В марте 1938 года Миллер, вдохновлённый агентом Саем Шрибманом, снова собрал оркестр, который включил в себя саксофонистов Текса Бенеке, Хэла Макинтайра, Эла Клинка и Эрни Кассераса, кларнетиста Вилбура Шварца, тромбонистов Пола Таннера, Джимми Придди и Фрэнка Д?Аннольфо, трубачей Боба Прайса,Рэя Энтони, Билли Мэя, Джонни Беста и Бобби Хакетта, барабанщика Мориса Пёртилла, басиста Ролли Бандока (позднее его сменил Герман Альперт), гитариста Джека Лэтропа и пианиста Чамми Макгрегора . На этот раз Миллеру удалось заручиться поддержкой агентства General Artists Corporation и получить контракт с солидной звукозаписывающей компанией Bluebird. Характерная окраска звучания миллеровского оркестра прежде всего была связана с главенствующей ролью саксофонов и кларнета, «миллеровским звуком», созданным аранжировками самого Миллера, а также Билла Финегана и Джерри Грэя. Вокалисты Миллера – Марион Хаттон, Рэй Эберле и вокальная группа The Modernaires (Чак Голдстин, Хэл Дикинсон, Ральф Брюстер и Билл Конвэй) - не были исключительно хороши сами по себе, но вместе они создавали восхитительную комбинацию.

Первое время всё шло не то чтобы очень удачно, пока в марте 1939 года оркестр не был приглашён играть в течение летнего сезона в Glen Island Casino в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, крайне популярном среди студентов престижных колледжей. Первый концерт 17 мая 1939 года сопровождался полным аншлагом, как и все последующие. Этот прорыв привёл к другому важному приглашению в Мидоубрук, Нью-Джерси. Из обоих заведений часто велись прямые радиотрансляции, и к середине лета оркестр был известен по всей стране.

Осенью 1939 года началась серия радиопрограмм, спонсированных производителем сигарет «Честерфильд». Эти радиопрограммы, проводившиеся в течение двух с половиной лет, увеличили и без того широкую известность оркестра, сделав его самым узнаваемым в стране. Насколько популярным был оркестр? Достаточно посмотреть на цифры: в 1939 году у них было 17 Top Ten хитов, в 1940 – 31, в 1941 и 1942 – по 11. Каждый третий пятицентовик, брошенный в музыкальный автомат, был потрачен на оркестр Гленна Миллера.

В 1941 году 20th Century Fox выпустила фильм ”Sun Valley Serenade” («Серенада Солнечной долины»), а через год на экраны вышел второй фильм - ”Orchestra Wives”, песни для которых были написаны лучшей командой авторов в Голливуде – Харри Уорреном и Маком Гордоном. Эти композиции стали визитными карточками оркестра – «Chattanooga Choo Choo”, ”Kalamazoo”, ”At Last”, ”Serenade in Blue”, ”I Know Why”, ”Sun Valley Jump”.

Пластинок с записью ”Chattanooga Choo Choo” было продано более миллиона – это был первый золотой диск Миллера. Эта песня получила свой «Оскар», кодовое имя «Чаттануга» носила операция ВВС США перед высадкой союзников в Нормандии, в бывшем здании вокзала этого городка теперь расположена гостиница ”Chattanooga Choo Choo”. (Кстати, телефонный номер нью-йоркского отеля - ”Pennsylvania 6-5000” - тоже стал мемориальным – он сохранён по сей день).

Когда оказалось, что Хелен не может иметь детей, Миллеры усыновили двоих – сына Стиви в 1942 и дочь Джоанну в 1944 году (Миллер так её и не увидел).

В 1942 году, на пике своей карьеры, Миллер, слишком старый чтобы быть призванным, попытался записаться добровольцем в военно-морские силы, но получил отказ. Тогда Миллер написал генералу Чарльзу Янгу, и получил разрешение вступить в военно-воздушные силы США в чине капитана.

24 сентября 1942 года гражданский оркестр Гленна Миллера дал свой последний концерт в городе Пассаик, Нью-Джерси.

В армии Миллер организовал оркестр из 50 человек под названием Army Air Force Band, развив концертную деятельность для продажи военных облигаций – ему удалось собрать таким образом для армии несколько миллионов долларов! Также он привлекал добровольцев в армию в своей еженедельной радиопрограмме ”I Sustain the Wings”. Оркестр Миллера был первоклассен, включив таких музыкантов как саксофонист Хэнк Фриман, барабанщик Рэй Маккинли, трубач Берни Привин, пианист Мел Пауэлл и вокалист Джонни Десмонд. По иронии судьбы, тщательно подбирая состав для своего оркестра, Миллер отказал 19-летнему пианисту Генри Манчини, который через десять лет напишет заглавную тему для биографического фильма о Миллере.

Не желая останавливаться на достигнутом, Миллер организовал для оркестра направление в Европу. Оркестр был расквартирован в Лондоне на Слоан-стрит, 25, районе, постоянно подвергавшемся бомбардировкам. Миллер, озабоченный безопасностью своих музыкантов, организовал переселение в Бедфорд, куда оркестр переехал 2 июля 1944 года. На следующий же день в дом 25 по Слоан-стрит попала бомба, разрушив здание. Казалось, сама судьба хранит Миллера. American Band of the Allied Expeditionary Forces, как назывался теперь оркестр Миллера, продолжал заниматься концертной деятельностью – только в течение одного месяца они играли на 35 различных военных базах и провели 40 радиотрансляций. 24 июля 1944 года Гленн Миллер получил чин майора.

15 декабря 1944 года Гленн Миллер взошёл на борт одномоторного C-64 Norseman, направляясь в Париж, где он должен был подготовить всё к прибытию оркестра для планировавшейся рождественской радиотрансляции. Перед взлётом он спросил у пилота, полковника Нормана Бэзела, «А где парашюты?» «В чём дело, Миллер», - спросил Бэзел. – «Ты собрался жить вечно?». Прибыв на следующий день во Францию, музыканты оркестра обнаружили, что самолёт Миллера так и не приземлился.

По одной из версий, в самолёт попала одна из неиспользованных бомб, которые сбрасывали в пролив в целях экономии топлива 139 британских бомбардировщиков Lancaster, возвращавшихся в это время на базу. По словам штурмана одного из бомбардировщиков Фреда Шоу, он видел как небольшой одномоторный самолёт столкнулся со сброшенной бомбой. Шоу заявил об этом ещё в 1956 году, после того как увидел биографический фильм о Гленне Миллере. Однако тогда ему не поверили.

Оркестр, под руководством Джерри Грэя, провёл запланированную трансляцию и продолжал выступать, дав последний концерт 13 ноября 1945 года в Вашингтоне.

В 1953 году был снят фильм ”The Glenn Miller Story”, с Джимми Стюартом в главной роли.

Glenn Miller Orchestra существует по сей день, сменив множество руководителей – среди них были Текс Бенеке, Рэй Маккинли, Бадди ДеФранко, Пинатс Хако, Бадди Морроу. На данный момент руководителем оркестра является Ларри О`Брайен.


в ТАЙНА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ГЛЕНА МИЛЛЕРА

в ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА