Переезд мебели квартирный переезд стоимость.

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ


СЕКРЕТЫ СОВЕТСКОГО КОСМОСА


ЧТО СКРЫВАЛОСЬ ЗА "КОСМИЧЕСКИМИ ТРИУМФАМИ" СССР?

МОЛВОЙ И КОСМОС ПОЛНИТСЯ

СЮЖЕТЫ БЕЗ ВЫМЫСЛА

АНАТОМИЯ СЛУХОВ

 

МОЛВОЙ И КОСМОС ПОЛНИТСЯ

СТАНИСЛАВ ЗИГУНЕНКО

Часть 2

ЛЕТАЛ ЛИ ГАГАРИН?

"Гагарин - космическая ложь?" - так называется книга, изданная в 1990 году в Венгрии. Ее автор - публицист И.Немене утверждает, что Гагарин вовсе не облетал нашу планету 12 апреля 1961 года.

"Восток" поднялся в космос на несколько дней ранее, - пишет он. - На борту находился сын известного авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин". Однако, приземлившись, он выглядел, дескать, столь плохо, что его нельзя было демонстрировать миру. Решили: Ильюшина с глаз публики убрать. В том же году он попал в автокатастрофу и надолго слег на больничную койку.

А на роль космонавта №1 срочно подобрали симпатичного парня с жизнерадостной улыбкой и прекрасными анкетными данными. Инсценировали запуск. В дальнейшем же, чтобы тайное не стало явным, Гагарину тоже устроили автомобильную аварию. Но он отделался шрамом на лбу. И тогда после одного из тренировочных полетов не вернулся на аэродром надежнейший самолет МиГ-15УТИ… Так вкратце выглядят события в интерпретации Немене.

Еще более насыщенными они представляются в книге "Скрытые советские аварии", написанной американским журналистом Обергом по газетным байкам, которые он систематизировал, начиная с середины 60-х годов.

Первым в 1975 году при старте с космодрома Капустин Яр погиб летчик-испытатель Лодовский. В том же году аналогичная катастрофа оборвала жизнь второго несостоявшегося космонавта - Шиборина. В мае 1960-го при тех же обстоятельствах смерть настигла Митькова (по некоторым данным, фамилия третьей жертвы Зайцев). В сентябре погиб четвертый - Петр Долгов.

В феврале 1961 года западные радиолюбители поймали распространявшиеся с орбиты телеметрические сигналы биения человеческого сердца - вскоре они прекратились. По одним предположениям, вокруг Земли тогда кружилось два советских космонавта, по другим - трое. Приводятся также фамилии - Белоконев, Качур, Грачев.

Затем, в начале апреля, планету трижды облетел Владимир Ильюшин, но при возвращении был ранен. Далее, в середине мая 1961 года был зафиксирован весьма слабый сигнал о помощи, который передавали два советских космонавта. В октябре итальянские радиолюбители услышали "SOS", вновь шедший из космоса. По некоторым данным, тогда-то и погиб Белоконев, которого все же не было на корабле, потерпевшем аварию в феврале. И, наконец, в ноябре 1963 года трагически закончилась попытка запустить вторую космонавтку…

Да, от такой статистики - не по себе. Кстати, сам Оберг, сотрудничавший с НАСА и долгое время занимавшийся военными ракетными разработками, считает эти сведения неправдоподобными. Его поддерживает и известный чешский журналист К.Пацнер, который за четверть века поездок в СССР слышал от советских космонавтов немало историй "не для печати", в том числе и до сих пор неопубликованные подробности о гибели экипажей "Союза-1" и "Союза-2", многих авариях на космодромах, перипетиях советской лунной программы… Однако ни разу, подчеркивает он, даже во время посиделок далеко за полночь, когда горячительные напитки развязывали языки самых молчаливых и скрытных, никто и словом не обмолвился о подобных трагедиях. Но опять же ведь дыма без огня не бывает?

До 1960 года катастрофы с участием космонавтов были попросту невозможны - ни у нас, ни у американцев не существовало ракет, способных вывести человека на орбиту. Слухи же возникали из-за атмосферы таинственности, окутывавшей наши космические запуски. В частности, официальный орган советской, ныне российской, армии газета "Красная Звезда" лишь в марте 1992 года признала, что назначенный на декабрь 1960 полет космонавта отложили из-за взрыва при подготовке ракеты, когда погибло много людей, в том числе и маршал Неделин. Да и о старте Гагарина миру поведали уже после его благополучного приземления.

Впрочем, были за рубежом службы, узнававшие о наших удачных и неудачных запусках сразу. После выхода на орбиту первого искусственного спутника американцы стали следить за советской космической программой всеми имеющимися у них средствами. Вскоре выяснилось - ТАСС сообщает далеко не все и порой выдает желаемое за действительное.

В самом деле, гагаринский "Восток" был не первым, а третьим кораблем в своей серии. На заводе-изготовителе он так и значился - объект ЗКА №3. А серии предшествовали беспилотные аппараты, имевшие, по словам бывшего королёвского сотрудника Леонарда Никишина, индекс 1К. На одном из них благополучно слетали собаки Белка и Стрелка. На других - погибли Пчелка и Мушка, Дамка и Красавка. О последних ТАСС умолчал.

Корабли серии ЗКА предназначались уже для человека. На первом и втором - в креслах были манекены в скафандрах, а рядом с ними находились собаки Чернушка и Звездочка. Во время запусков, естественно, проверялась двусторонняя радиосвязь, телеметрия. Для этого по команде с Земли бортовая аппаратура передавала запись биений человеческого сердца - её-то, видимо, и поймали радиолюбители. А вместо голоса космонавта звучала песня в исполнении Русского народного хора имени Пятницкого.

После одного из полетов на лапе собаки обнаружились наручные часы. Чьи?! Рассвирепевший Королёв учинил настоящее расследование, и хозяина вскоре нашли. Тот клялся и заверял, что поставил эксперимент по проверке хронометра в условиях перегрузок и невесомости. И хотя Королёв понял - парень просто хотел получить уникальный сувенир, он махнул рукой и оставил происшествие без последствий. А потом полетел Гагарин…

Все происходило не так гладко, как информировал ТАСС. Корабль вышел на слишком высокую орбиту - 370 км. А тормозной двигатель был один, и если бы он отказал, корабль при нормальной, расчетной траектории за счет естественного торможения атмосферой спустился бы на Землю через 10 суток. Но гагаринская орбита оказалась такой, что баллистики схватились за головы - "Восток" мог достигнуть поверхности лишь через 50 суток. Тут уж не хватило бы ни воздуха, ни воды, ни пищи.

К счастью, тормозной двигатель не подвел, однако на спуске поджидала новая неприятность. Корабль уже затормозил, торец спускаемого аппарата отстыковался от приборного отсека, а вот разъем кабелей, соединявших их, не открылся. И пока пучок проводов не перегорел в атмосфере, приборный отсек волочился за аппаратом, в котором был Гагарин.

На высоте примерно 7 км он катапультировался и удачно приземлился. Но по тогдашним правилам Международной авиационной федерации рекорды летательных аппаратов ("Восток-1", естественно, претендовал на рекорд) регистрировались, лишь если пилот до самого приземления оставался в кабине. И спортивный комиссар пошел на подлог - вписал в протокол расплывчатую формулировку, из коей следовало, что Гагарин приземлился вместе со спускаемым аппаратом. Подобная полудостоверная или вовсе скрытая информация о первом космическом полете и порождала всевозможные слухи.

Например, опять же: "Гагарин был не первым, до него погиб Валентин Бондаренко". Этот летчик из первого набора космонавтов действительно погиб, но 23 мая 1961 года и вовсе не при запуске. Заканчивая обычную тренировку в сурдокамере, он снял с себя датчики, протер их крепления ваткой, смоченной в спирте, и бросил эту ватку в угол. По трагической случайности она попала на спираль электроплитки - в обогащенном кислородом помещении рвануло пламя. Спасти Бондаренко не удалось. Об этом пожаре тоже умолчали А раз так - дали "разгораться" молве, не имеющей ничего общего с действительностью.

См. фрагмент  интервью с советским космонавтом Г.М.Гречко


в ТАЙНЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА