ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ


"НОВОРОССИЙСК"


ОКТЯБРЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ

"Техника-Молодёжи", №10-1998 г.

При подъеме линкор не стали переворачивать

При подъеме линкор не стали переворачивать. На днище видны устройства, предназначенные для спасательных работ.

...Вечером 29 октября 1955 г. флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск» - бывший «Джулио Чезаре», полученный по репарациям от Италии, - вернулся в Севастополь из короткого похода. На борту корабля находилось 1576 человек.

Подходя к якорным бочкам, «Новороссийск» несколько проскочил их, поэтому пришлось отдавать якорь, а потом подтягиваться к ним. Напоминаем об этой детали, поскольку она, видимо, сыграла определенную роль в происшедшей трагедии.

В 1 ч 30 мин 48,5 с под носовой частью линкора грянул сильнейший взрыв, мощная струя раскаленных газов пронизала его корпус от днища до верхней палубы, на баке возникла большая пробоина с загнутыми наружу краями. Из нее тянуло гарью, слышались стоны и просьбы о помощи (потом установили, что в носовых помещениях сразу погибло 150-170 человек, еще не менее 130 получили ранения). Палубу в носу и часть надстроек облепило илом.

Сразу после подъема

Сразу после подъема: хорошо видна пробоина в носовой части. Рядом с корпусом «Новороссийска» стоят водолазные суда и понтоны.

Старший помощник командира корабля капитан 3-го ранга З.Г.Сербулов вышел к пробоине и стал оттуда руководить спасательными работами. Через некоторое время на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, член Военного совета вицеадмирал Н.И.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, другие штабные чины; одних только адмиралов было семеро! У Пархоменко несколько раз просили разрешения эвакуировать тех, кто не был занят непосредственной борьбой за живучесть, но он неизменно и категорически отказывал: «Нечего поднимать панику!» Затем приказал собрать их на верхней палубе на корме.

Команда пыталась спасти корабль, но переборки не выдерживали давления поступающей воды и одна за другой сдавали. Не увенчалась успехом буксировка «Новороссийска» к берегу - его удерживали якоря, которые нельзя было выбрать, поскольку носовая часть глубоко ушла в воду.

По приказу командования на юте выстроилось до тысячи моряков, не занятых борьбой за живучесть. В 4 ч 15 мин линкор неожиданно повалился сначала на правый, потом на левый борт и перевернулся. Это произошло примерно в 130-150 м от берега...

Кормовая часть корпуса с гребными винтами и рулем

Кормовая часть корпуса с гребными винтами и рулем. Отверстие было прорезано для спасения погребенных в затонувшем корабле моряков.

Наутро водолазы, спустившиеся к еще державшемуся на поверхности кораблю, услышали стуки: это давали знать о себе те, кто все еще оставался на боевых постах. Вообще-то, следовало установить на днище кессоны, прорезать корпус и выводить уцелевших, одновременно подавая внутрь воздух, но команда спасательного судна «Бештау» самостоятельно проделала в днище отверстия. В машинном отделении живых не было, а из отсека кормовых дизель-генераторов успели извлечь семерых. В проделанные отверстия начал выходить вытесняемый водой воздух, и вскоре линкор окончательно лег на грунт. Позже водолазы, пройдя по затопленным помещениям внутрь «Новороссийска», спасли еще двоих (рассказ одного из них мы помещаем в номере). На этом спасательные операции прекратили, в аппаратуре звукоподводной связи уже не слышались голоса «новороссийцев», до того певших: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает...» Погибло 608 моряков, в том числе 58, посланных на помощь с крейсеров «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов», «Молотов» и «Фрунзе».

Башню главного калибра извлекли на поверхность не переворачивая

Башню главного калибра тоже извлекли на поверхность, не переворачивая...

Обстоятельства катастрофы расследовала Правительственная комиссия, возглавляемая заместителем председателя Совета министров СССР В.А.Малышевым. В нее также входили исполняющий обязанности главнокомандующего ВМФ адмирал С.Г.Горшков, заместитель министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутома, представители МВД и КГБ К.А.Лунев и А.Жилин.

Опросив очевидцев и флотских специалистов, они пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной подрыва линкора был взрыв под его носовой частью немецкой мины, оставшейся со времен Великой Отечественной войны. По мнению экспертов, ее механизм мог прийти в боевое положение «даже небольшим поворотом (толчком) мины якорной цепью при постановке линкора на якорь накануне катастрофы. Следует отметить, что линкор «Новороссийск» не имел размагничивающего устройства и, следовательно, был полностью беззащитен против магнитных мин... траления бухты, произведенные после освобождения Севастополя в 1944-1946 гг., не давали полной гарантии от минной опасности».

Так выглядела пробоина

Так выглядела пробоина. Снимок сделан перед разборкой «Новороссийска».

Непосредственными виновниками гибели линкора назвали Пархоменко, Кулакова, Никольского, старшего помощника командира корабля капитана 2-го ранга Г.А.Хуршудова (хотя он прибыл на линкор только в 3 ч 30 мин), командира дивизии охраны водного района контр-адмирала Галицкого. Их понизили в званиях, но через некоторое время восстановили, а Кулакову спустя 10 лет даже присвоили звание Героя Советского Союза - как и Горшкову. Командир «Новороссийска» капитан 1-го ранга А.И.Кухта (он был в отпуске) и его помощник Сербулов были уволены с флота.

...Итак, по официальному заключению Правительственной комиссии, «Новороссийск» погиб после взрыва под его днищем старой мины или фугаса, оставленных немцами на дне бухты еще в войну. Все вроде бы так, но...

Днище вскрыли, чтобы достать пороховые полузаряды

Днище вскрыли, чтобы достать пороховые полузаряды. Видны оставшиеся на стеллажах 320-мм снаряды главного калибра.

В последние годы появилась новая версия октябрьской трагедии. Правда, еще в 50-е гг. моряки-черноморцы поговаривали о том, что «Новороссийск» стал жертвой диверсии, но доказательств тому пока обнаружить не удалось. Тем не менее, такой версии придерживаются составитель сборника документов «Гибель линейного корабля «Новороссийск» Б.Каржавин и писатель-маринист Н.Черкашин . Ему и слово. Но прежде -

Свидетельство очевидца.

 

 


ВЕРНУЛСЯ И СКАЗАЛ: "ЖИВОЙ!"

НЕТ, ЭТО БЫЛА НЕ МИНА

КОГДА НА МОСТИКЕ ДВА КАПИТАНА

...И УСКОРИЛИ ЕГО ГИБЕЛЬ

ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ: ДО И ПОСЛЕ ВЗРЫВА


в "НОВОРОССИЙСК"

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА